25 сентября 2018 год

Ни минуты покоя. Екатерина Бекреева.

 Екатерина Васильевна Бекреева. Сейчас она председатель участковой комиссии избирательного участка № 1876. А в прошлом? И секретарь, и председатель окружной комиссии. И по выборам депутатов Государственной Думы, и Палаты Представителей, и Городской Думы. Не важно в каком статусе, главное, что без нее, без ее деятельного участия в Каменске-Уральском не прошла ни одна  избирательная кампания. Многое поменялось за эти 25 лет: страна, кандидаты, избирательные системы, порядки, формы, требования, но неизменной оставалась она – Екатерина Васильевна. Всегда верная себе и своему делу, ответственная и доброжелательная, принципиальная и отзывчивая... Вот и сейчас, здесь, она расскажет о себе и перипетиях избирательных кампаний, прошедших в Каменске-Уральском, непосредственным участником которых являлась.

Я родилась в 1957 году  в городе Каменске-Уральском, здесь же окончила среднюю школу, поступила в Свердловский государственный педагогический институт. После  окончания института в 1981 году пришла работать в среднюю школу № 25. Но поскольку  всю жизнь была активисткой, секретарем комитета комсомола школы, членом комитета комсомола института – президентом студенческого научного общества, мне практически сразу, в октябре 1981 года, предложили перейти на работу в аппарат Красногорского РК ВЛКСМ секретарем – заведующей отделом учащейся молодежи.

В январе 1989 года пригласили на работу инструктором в идеологический отдел Красногорского РК КПСС города Каменска-Уральского.Работая в райкоме партии, мне приходилось по роду своей деятельности заниматься и организационными вопросами по проведению выборов. Тогда я впервые пришла на избирательный участок в качестве наблюдателя.

Через три года, в 1992 году я была принята на работу в организационный отдел Каменск-Уральского Совета народных депутатов, а после ликвидации Совета в 1993 году – в организационный отдел Администрации города.

Именно орготделы Администрации города и районов в то время оказывали организационную и методическую помощь избирательным комиссиям в проведении выборов на территории города: формировали городскую и участковые комиссии, организовывали обучение членов комиссий, готовили им всю необходимую документацию. Специалистам орготдела постоянно приходилось заниматься этими вопросами, поэтому было принято решение ввести меня в состав окружной избирательной комиссии. Вот так я стала секретарем, а в дальнейшем и председателем избирательных комиссий по выборам депутатов и должностных лиц разного уровня.

Работа в избирательной комиссии в те годы принципиально ничем не отличалась от работы в комиссии в настоящее время. В бюллетенях была строка «Против всех», стояла печать комиссии, но не было подписей членов комиссии. Списки избирателей печатали на матричных принтерах специалисты отдела информатики и вычислительной техники городской администрации, а сведения об избирателях представляли паспортные столы. За подготовку помещений для голосования,их ремонт и даже оборудование отвечали предприятия города, за которыми были закреплены эти помещения.

Словом, менялись обстоятельства и законы, а требования добросовестного подхода к работе,  честности и порядочности оставались прежними.

Каких-то особых трудностей в работе не припомню, все вопросы решали в рабочем порядке: мы получали из Центризбиркома и ИКСО методические пособия, которые очень помогали в работе, посещали семинары ипри необходимости, консультировались в областной избирательной комиссии, и только затем выбирали из предложенных свой вариант решения.

Мои первые выборы, где я была секретарем окружной избирательной комиссии, были выборы депутатов Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва 12 декабря 1993 года. Запомнились они, прежде всего, тем, что это были первые демократические выборы. Для меня, да и для всех нас все было впервые. В избирательный округ входило десять муниципальных образований, приходилось много ездить, мониторить работу территориальных комиссий, развозить им информационные материалы, бюллетени, оказывать помощь в обучении членов УИК. Кандидаты на тех выборах для регистрации представляли подписи избирателей. Тогда, впервые в состав комиссии по проверке подписных листов стали включать представителей паспортно-визовой службы и криминалистов.

На этих выборах одержал победу никому не известный в большинстве городов и районов округа учитель истории Сухоложской средней школы №7, директор Михеев Сергей Владимирович, опередив бывшего председателя Каменск-Уральского горисполкома Виктора Васильевича Якимова и главного санитарного врача города Каменска-Уральского Павла Леонтьевича Дудорова. Этого никто не ожидал.

Выборы 1993 года прошли довольно спокойно, на них все учились – и кандидаты в депутаты, и члены избирательных комиссий.

Гораздо сложнее были выборы в Государственную Думу второго созыва в 1995 году. Участвовали тогда в предвыборной гонке 10 кандидатов в депутаты. У всех в составе предвыборных штабов были действительно очень грамотные юристы и модные имиджмейкеры.

Помню, заседание комиссии. Спорная ситуация между кандидатами. Дали высказаться, сослаться на нормы закона, привести аргументы. После без эмоций, четко и аккуратно разобрали нашу доказательную базу намелкие косточки, убедили, что мы глубоко заблуждаемся и, самое обидное, были правы. Конечно, грустно было признавать юридическое превосходство «противника», но если честно, мы мечтали тогда иметь таких достойных правозащитников в нашей команде.

А работа имиджмейкеров? Мы восхищались ею. На наших глазах за три месяца избирательной кампании кандидат, мягко говоря, из «гадкого утенка», ничем непримечательного и косноязычного «человека из народа» чудесно превращался в респектабельного и успешного политика. Это было поистине волшебство.

Борьба между кандидатами в 1995 году развернулась не на шутку, в духе «лихих девяностых». В составе предвыборных штабов кандидатов работали не только убедительные юристы, но и не менее убедительные телохранители. Нет-нет, физического воздействия эти внушительных размеров парни, с оружием наперевес, на членов комиссии не оказывали. Их главной задачей была функция охраны и обеспечения безопасности кандидата от невидимого врага, очевидно скрывающегося в коридорах городской администрации перед заседанием комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации этого оберегаемого кандидата.

Но запомнились выборы 1995 года не этим…

Завершающим шокирующим аккордом этой избирательной кампании стало постановление судебной коллегии Свердловского областного суда обязать окружную комиссию зарегистрировать кандидата, которому ранее было отказано в регистрации. На момент вынесения судебного вердикта уже были отпечатаны и переданы по территориям округа избирательные бюллетени, конечно же без фамилии кандидата, которому отказали в регистрации. Весь тираж избирательных бюллетеней, а это более 400 тысяч экземпляров, пришлось изымать у 10 городских комиссий, перепечатывать и вновь раздавать.А что поделаешь? Фемиде видней.

Выборы в Государственную Думу третьего и четвертого созывов были «мощнее» предыдущих тем, что к армии грамотных юристов и имиджмейкеров, добавились пресс-секретари, политтехнологи, специалисты по PR, доверенные лица, члены комиссий с правом совещательного голоса, представители по финансовым вопросам, агитаторы и масса других компетентных в своем деле помощников.

Это были уже не те стеснительные пробы черного пиара, как на предыдущих выборах 95-го года, это была реальная война грязных политических технологий. Бились все со всеми: кандидаты между собой за избирателя и дружно против избирательной комиссии. Кандидаты заваливали окружную комиссию бесконечными жалобами и заявлениями, мы вынуждены были разбираться с этими «обращениями», запрашивать объяснительные записки, подтверждающие документы, составляли протоколы об административных правонарушениях, направлять материалы в суды. Юристы окружной комиссии, казалось, жили в судах, даже Верховный суд не оставили без своего присутствия. 

Это были самые, наверное, тяжелые и запоминающиеся своим экстримом выборы. Чего только стоит победа одного из кандидатов с отрывом всего в Пять голосов. А обжалование одним из кандидатов итогов голосования?

Все проходит. Прошло и это.

А самое, пожалуй, главное и приятное воспоминание – это то, что мы всегда могли рассчитывать на практическую помощь и поддержку избирательной комиссии Свердловской области и, прежде всего, председателя комиссии Владимира Дмитриевича Мостовщикова и секретаря - Тамары Ивановны Устиновой. Они выезжали на места, консультировали по телефону, а сколько было проведено для нас семинаров и деловых игр. Не было ни одного вопроса, на который мы бы не получили ответ.Большое им спасибо за это!

Этот бесценный опыт обучения новичков избирательной системы я использую и в своей настоящей работе.Принцип уважения личности, принцип возрастного подхода, разумной требовательности и гласности – вот мои правила по жизни и в избирательной деятельности. Я благодарна судьбе за то, что мне довелось поработать в избирательных комиссиях самого разного уровня. Помимо приобретенных знаний, опыта, были встречи и общение с очень интересными людьми, со многими из них завязались дружеские отношения, которые мы поддерживаем и в настоящее время.

Семья и коллеги по работе всегда с пониманием относились к моей работе в составе комиссий. Конечно, мне приходилось на время избирательных кампаний забывать про свои «не общественные» увлечения - прогулки на природе, с внучкой, активный отдых на дачном участке, путешествия, книги, рукоделие. Но все это компенсировалось вдвойне после подведения итогов очередных выборов.

Поэтому: все, что не делается – все к лучшему!

Историю из цикла «Выборы в Каменске. Время и люди» записала председатель Каменск-Уральской ГТИК О.В. Дегтярева