1993 год. Россия снова на пороге глобальных перемен. Первый Президент. Реформаторские указы. Масштабное строительство демократического общества. Предчувствие новой жизни…
Свидетелями рождения этой новой демократической России стали они – первые председатели избирательных комиссий.
О том, что им предстояло пережить и как они смогли выстоять и не сгореть, что им удалось сделать и что осталось мечтой, никто, кроме них, не может рассказать откровенней и искренней.
Ирония судьбы.
Я родилась 12 декабря… Видимо, это судьба. Или ее ирония? В Каменск-Уральский я переехала вместе с супругом после окончания Свердловского юридического института. Мы оба учились в Свердловске. Каменск-Уральский выбрал он после распределения.
Я устроилась в орготдел Красногорской районной администрации, но мне хотелось работать по профессии. Подвернулся случай, меня пригласили работать юристом в налоговую инспекцию. Я там так и проработала практически до пенсии.
Налоговая в то время располагалась в здании городской администрации. Работая начальником юридического отдела, конечно, все руководители городской администрации меня знали, очевидно доверяли, поэтому и пригласили работать в окружную комиссию по выборам депутатов ГосДумы. И если сперва речь шла о простом членстве в комиссии, на что собственно, я легко согласилась, то потом неожиданно меня поставили председателем. Члены комиссии были с разных территорий округа, все люди солидные, при должностях. Конечно, мне было тревожно возглавлять коллектив уже состоявшихся людей, но вместе с этим, дело спорится, если рядом работают истинные профессионалы.
Честно, я не была рада своему назначению, поскольку на меня давил груз ответственности. Я понимала всю серьезность моих обязанностей и не могла выполнять их абы как. Я из тех людей, которые не умеют работать спустя рукава. Мне все нужно было сделать на пятерку, лучше всех. Я не могла подвести, поэтому не могла расслабиться и работала в постоянном напряжении.
Сложность была в том, что нужно было привести народ на выборы. Выборы признавались состоявшимися, если преодолен порог явки. Это был бы позор, если бы выборы не состоялись. А такая ситуация вполне могла быть. Ведь если в советское время, прийти на выборы было обязанностью, то теперь стало правом. Если раньше тебе за то, что ты не проголосовал, грозило минимум общественное порицание, а то и места работы могли лишить, то в новое время народ, вдохнувший воздуха свободы, уже не боялся ничего и не подчинялся установленному порядку. Избыток свободы превращался в злоупотребление ею. Опьяненные свободой люди, придерживались позиции «у меня есть право и я могу его не реализовывать. Хочу – пойду на выборы, хочу – не пойду». А от этого «не хочу» зависело, состоятся выборы или нет. И ответственность за то, чтобы все прошло гладко, я чувствовала на себе. Поэтому после того, как все свершилось, выборы состоялись, я выдохнула и дала себе слово больше не соглашаться на подобные авантюры. Повторение такого огромного напряжения мое сердце могло не выдержать.
Трудность была и в новизне. Все было новое. Новый избирательный закон, масса пробелов в праве, неурегулированных вопросов, недоработанных норм. Конечно, нам помогали вышестоящие комиссии. Мы общались напрямую с Москвой. По телефону. Но и для членов ЦИК тоже было все вновь и впервые. Они также на наши вопросы не всегда могли ответить, оставляли нам на откуп самим решать как быть, советовали универсальными фразами: «У вас есть закон? Читайте. Делайте, как написано. Делайте по закону». А то, что в законе не написано ответа, они упускали из вида.
Были ситуации, когда и мы им помогали и подсказывали. Например, на территориях не были созданы городские комиссии. По закону, участковые комиссии, напрямую «подчинялись» окружной комиссии. Протоколы участковых комиссий об итогах голосования на выборах 12 декабря участковые комиссии должны были сдавать непосредственно в окружную комиссию. Но таких участковых комиссий на территории Каменск-Уральского округа № 162 было более четырехсот. Представляете длину очереди в ночь после дня голосования, а расстояния и продолжительность времени, которые необходимо было бы преодолеть каждой участковой комиссии? Так вот, мы обратились в ЦИК с рационализаторским предложением, чтобы каждая территория округа собирала протоколы у участковых комиссий своего муниципалитета и привозила к нам в окружную комиссию уже данные результатов голосования с территории в целом.
Или вот еще пример. Единомышленники одного из уступивших победителю на выборах кандидата пытались указать комиссии на некорректность сведений о кандидате, указанных в бюллетене, и пытались доказать, что такая некорректность повлияла на результат голосования избирателей. Дело в том, что комиссия в тексте бюллетеня указала, что кандидат является директором коммерческой организации, исходя из того, что по документам, представленным комиссии, он возглавляет акционерное общество. Однако сторонники кандидата считали иначе, настаивая на том, что необходимо было учитывать не организационно-правовую форму, а специфику деятельности организации, которая является некоммерческой по своей сути. В дальнейшем в избирательном законе появилась норма о согласовании текста бюллетеня кандидатами.
Тогда, в эти первые для всей России выборы, я полностью отдавалась работе. Супруг не был в восторге и не приветствовал мое назначение. Им, вдвоем с дочерью, терпеливо приходилось коротать вечера, пока я занималась общественной работой. Раньше ведь не было ограничений по времени представления документов кандидатами, поэтому нам приходилось ждать до ночи, пока они устранят недостатки и соберут все необходимые документы для регистрации в установленный срок.
Как не странно, дочь, помня о том, как меня все время не было дома, тоже выучилась на юриста. Я на ее выбор профессии никак не влияла. Разве что косвенно, личным примером.
Выкладываться по максимуму, отдавать работе все свои силы и вкладывать душу в любимое дело – вот мое личное кредо и пожелание современным юристам, а также членам избирательных комиссий. Для успешной работы главное это. Ну и, пожалуй, честность. Она творит чудеса, помогает сделать так, чтобы люди верили в свой выбор и приходили голосовать.
Историю из цикла «Выборы в Каменске. Время и люди» записала председатель Каменск-Уральской ГТИК О.В. Дегтярева