6 ноября 2018 год

Александр Первый. Александр Юровский.

1993 год. Россия снова на пороге глобальных перемен. Первый Президент. Реформаторские указы. Масштабное строительство демократического общества. Предчувствие новой жизни…

Свидетелями рождения этой новой демократической России стали они – первые председатели избирательных комиссий.

О том, что им предстояло  пережить и как они смогли выстоять и не сгореть, что им удалось сделать и что осталось мечтой, никто, кроме них, не может рассказать откровенней  и искренней.

Александр Первый. 

Александр Александрович Юровский – первый председатель Каменск-Уральской городской избирательной комиссии. Под его руководством работала городская избирательная комиссия, организующая выборы депутатов Каменск-Уральской городской Думы первого созыва 10 апреля 1994 года, выборы депутатов Каменск-Уральской городской Думы второго созыва и первые выборы главы города Каменска-Уральского 14 апреля 1996 года, а также повторные выборы депутатов Каменск-Уральской городской Думы второго созыва по одномандатным избирательным округам № 2, 14  16 июня 1996 года, 13 апреля 1997 года и12 апреля 1998 года.

В период с 1994 по 1998 год Александр Александрович возглавлял Каменск-Уральскую городскую избирательную комиссию, отвечающую за подготовку и проведение на территории города Каменска-Уральского выборов депутатов Свердловской областной думы 10 апреля 1994 года, Губернатора Свердловской области  06 августа 1995 года, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва 17 декабря 1995 года, депутатов Палаты Представителей и Областной думы Законодательного Собрания Свердловской области 14 апреля 1996 года и 12 апреля 1998 года.

Значит все-таки первый…

Возглавить комиссию мне предложил  осенью 1993 года Леонид Борисович Полуяхтов – глава городской администрации. Впереди было голосование по проекту первой действительно демократической Конституции РФ и выборы депутатов Государственной Думы.  Юридическим основанием являлся Указ Президента от 15 октября 1993 года и Положение о проведении всенародного голосования, которое в свою очередь было достаточно сырым и не учитывало многие организационные вопросы его проведения особенно на местах. Я знал автора Конституции Сергея Сергеевича Алексеева, кумира всех студентов Свердловского Юридического Института и конечно участие в реализации его проекта было для меня более чем почетно. Я прекрасно понимал и положение Бориса Леонидовича и наш разговор был достаточно труден. Дело в том, что в это время группой ученых СЮИ и юристов практиков  началась работа по созданию Ассоциации Юристов Свердловской  области,  в которой я принимал посильное участие.  Кто рекомендовал меня Полуяхтову я не знаю до сих пор, скорее всего это кто-то из бывших партийно - советских работников.

 Родился я в Каменске и трудовую деятельность начинал фрезеровщиком на почтовом ящике 33, так назывался тогда ПО «Октябрь», оттуда ушел в Советскую Армию и после демобилизации туда же и вернулся, вернулся уже членом партии. Работал слесарем, техником, инженером. Пример деда участника Гражданской войны, затем работника Шадринского НКВД, секретаря Багарякского РК ВКПб переведенного в 1940 году судьей в Каменск оказался для меня решающим, я поступил в Свердловский Юридический институт и после его окончания работал в Прокуратуре ЧИАССР. После возвращения в Каменск попал в партноменклатуру и работал зав.отделом Синарского райисполкома, затем в отделе по труду Свердловского облисполкома. С 1979 году служил в органах МВД, откуда,  воспользовавшись оргмероприятиями  1991 года,  благополучно ушел. Не по мне была эта система.  Любая система – это рамки, за которые выходить нельзя. Делать надо как велят, а не как ты считаешь правильным. Прогибаться я не умел. Не вяжется это с достоинством офицера. А вот из партии не выходил и не сдавал свой партбилет и как мог ее поддерживал пока не понял, что все! Та моя КПСС закончилась.

В этот сложный  для меня период  и состоялся тот первый  разговор с Борисом Леонидовичем, о котором как о человеке и руководителе могу сказать только хорошее. В последующие годы,  работая уже в аппарате Правительства Свердловской области, он всегда принимал меня по всем вопросам избирательной комиссии, оказывал любую возможную помощь. С ним было легко и приятно работать. А тогда во время осенью 1993 года мы договорились, что я съезжу в командировку, закончу все  свои дела и после Нового Года буду готов приступить к обязанностям члена комиссии. Правда и тогда я весьма смутно понимал, что меня ожидает, какая будет комиссия, как она будет финансироваться, где работать, как будут образовываться избирательные участки. Несколько лет я считал, что первым председателем ГорТИК была Валентина Григорьевна Нагаева, т.к. декабрьские выборы 1993 года проводила она, пока кто - то не назвал меня первым председателем Городской избирательной комиссии, что я довольно скептически воспринял. Много лет спустя оказалось, что тогда Нагаева руководила Окружной избирательной комиссией и я, видимо, действительно первый председатель ГорТИК Каменска-Уральского. Здоровья Вам Валентина Григорьевна и громадное спасибо Вам и администрации города и районов за «адовую» работу по формированию участковых комиссий. Нам в 1994 году, исходя из Ваших наработок, было уже легче.

Первые выборы? Конечно, время стерло из памяти детали и подробности тех избирательных кампаний 1994, 1995, 1996 годов. Их тогда была вереница. Они шли друг за другом, казалось без перерыва. Все перемешалось. Да еще и кандидаты повторялись из кампании в кампанию. Законы были новые? Да, по сути, не было законов. Они появились только к весне и лету 1994 года. И то несовершенные. Приходилось много додумывать самим. Сами разрабатывали формы избирательных документов, протоколы, решения. И для себя и для участковых. Особенно запомнился 1994 год. На весь тогдашний аппарат  горадминистрации две машинистки еще работающих на простых, правда, уже электрических машинках. Пришлось зачастую печатать документы на своем компьютере и принтере, купленных на 5 окладов за звание и должность при увольнении из МВД. Неоценимую помощь комиссии оказывал Сергей Гераскин, в то время заведующий орготделом. Его вклад в организацию ГорТИК это пятьдесят процентов ее успешной работы. Крупные тиражные  работы шли Александру Храмову через его отдел. Спасибо женщинам-машинисткам и работникам АСУ за их работу.

Первым председателем Областной избирательной комиссии был Володя Примаков, позднее Советник  Губернатора области. Мы учились вместе, он был на курс старше. Он и второй Советник Иван Задорожный никогда не отказывали в решении вопросов работы избирательной комиссии, да и попасть на прием к Страхову не было какой-либо проблемы. Это было время надежд на становление трех уровней власти, в которой муниципальная власть наравне с федеральной должна быть вполне самостоятельной.

О трудностях! Наряду с «сырым»   законодательством  их было две. Это списки избирателей, которые  в советские времена делали агитаторы, состоящие  в штатах предприятий, и получающие там зарплату по основному месту работы. Перед каждыми выборами они обходили свой участок и уточняли данные.  Система  электронной регистрации городского УВД  тогда  только вставала на ноги, и полученные  от нее данные приходилось перепроверять силами уже не агитаторов, а малочисленной участковой комиссии.  Финансирование этой работы законы и положения не предусматривали.

Вообще финансирование работы городской  и участковых комиссий было ахиллесовой пятой любых выборов, и если вопросы местных выборов можно было решить на месте, то выборы более высокого уровня часто преподносили неприятные сюрпризы.  Предприятия, получившие в начале девяностых экономическую самостоятельность, уже не так рьяно шли на освобождение членов комиссий от работы, да и уговорить кандидата выполнять общественные обязанности вне рабочего времени без определения размера его вознаграждения  стало практически невозможно. Рынок есть рынок. Следует отметить, что все члены городской и участковых комиссий были «внештатники» и могли рассчитывать лишь на небольшое вознаграждение после подведения итогов выборов. А как уговорить человека не зная даже конкретной суммы выделенной  не только на участковую, но и на городскую комиссию?!  Финансирование зачастую решалось в последнюю очередь.

К каждым выборам составы участковых комиссий, включая и городскую, тоже менялись процентов на 20, новых надо было учить, да и самим учиться. Хорошей инициативой было решение нового председателя областной комиссии Владимира Дмитриевича Мостовщикова о проведении встреч-семинаров с председателями территориальных комиссий.

Были и мелочи, куда же без них!? Где хранить оборудование участковых, на какой баланс ставить пришедшее компьютерное  оборудование ГАС «Выборы», как и кем его обслуживать, ведь комиссия прекращает свою работу и соберется только через месяцы, а то и год!?

Первые кандидаты? Какие они были? И хорошие, и плохие, но, как и все мы, они искренне верили в грядущие перемены. В победу  демократии. Это сегодня понятие демократ или либерал зачастую несет отрицательный оттенок. Я бы назвал их энтузиастами того времени.  Они по-детски думали, что вот сейчас они придут к власти и на обломках империи «одобрямс»  построят новый чудесный мир. Наивные, мечтатели. Но поначалу, в начале 90-х, так и было. Потом кандидаты поменялись, на их смену пришли прагматики.

Избирательные комиссии согласно законодательства не зависимы от органов государственной власти и местного самоуправления. Так было и тогда в первых положениях 90-х. Приходилось доказывать и утверждать в жизнь эту новеллу. Был такой случай, когда одной из участковых комиссий разрешили вскрыть ящики для голосования до окончания времени голосования. Голосование тогда завершалось в 22 часа и, если явка на участке составляла 100%, то можно было по решению вышестоящей комиссии, то есть городской, вскрыть ящики и приступить к процедуре подсчета голосов избирателей. У нас был такой участок, и по закону такое было возможно. Но только по решению городской комиссии, даже не председателя комиссии, и уж тем более не постороннего, хоть и важного человека. Пришлось вызвать на заседание  и отчитать это лицо. Но это, пожалуй, исключение.

Прошло время и многое изменилось. Поменялись и те, кто был у руля, как в аппарате Губернатора, так и в областной  комиссии.  Новые власть держащие и прежние - разные люди. Нельзя сказать, что одни лучше, другие – хуже. Наверно - нет. Это люди совершенно разных мировоззрений и мировосприятий. Новоиспеченные капиталисты. Зачем о них? Сами все всё прекрасно видят и знают. Если тогда в самом начале 90-х я мог спокойно войти в кабинет главы администрации области, то сейчас попробуйте – вряд ли получится.

Меня зачастую спрашивают: «Организовал, провел выборы, награжден Почетной грамотой и вдруг…ушел. Почему?»  Отвечу: «Ответ в начале – не люблю систему и поступило более интересное предложение – создать Банк. Создали, но кризис 1998 года его уничтожил, ну а потом 12 лет на ООО «СУАЛ-Кремний-Урал». И там практически с нуля!  Но я часто вспоминаю членов наших первых комиссий Галину Пирогову, Сашенку Сорокалетову, Любовь Депцову, Людмилу Полянинову, Люду Усольцеву и других. Я благодарен всем  председателям и членам участковых комиссий, которых из-за их количества даже не могу здесь перечислить – их сотни. Спасибо Вам друзья!».

Мы работали рука об руку с Натальей Ивановой. Она была председателем окружной комиссии по выборам депутатов Свердловской областной Думы. Молодая, прелестная и общительная женщина, специалист высокой категории. Но принципиальная, если дело касается работы. Не смотря на внешнюю мягкость человек с сильным характером. Профессионал, одним словом.

Желаю и вам такой быть. Быть человеком.

Историю из цикла «Выборы в Каменске. Время и люди» записала председатель Каменск-Уральской ГТИК О.В. Дегтярева